Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна



<< назад


Устройство Стапеля
Использован материал (стр. 302-306, ч.1)
из труда:
"Искусство или Главные начала и правила научающие искусству строения, вооружения, правления и вождения кораблей", Сочиненное господином Роммом,
Корреспондентом Парижской Академии Наук и Профессором Навигации морского училища.
Перевел с французского: Флота Капитан Александр Шишков;
Типография Морскаго Шляхетнаго Кадетскаго Корпуса, 1793г. 1 часть 542 стр., 2 часть 355 стр. + Атлас чертежей и рисунков;
( лексика и грамматика оригинала оставлены без изменений, А.Б.)


69.
...положим теперь что на некотором месте теперь собраны все необделанные леса долженствующие быть употреблены в строении военнаго судна, таковаго как корабль о 74 пушках; и дадим сему месту название верфи. Тамо все штуки распиливаются, приуготовляются и прилаживаются одне к другим: но на другом месте называемом стапель устанавливаются оне в надлежащие свои места. Всякое место годно для верфи, но стапель, от котораго верфь не долженствует никогда быть весьма отдалена, требует большаго внимания, и оный зависит от некоторых особенных условий.
Стапель должен быть довольно тверд, дабы не оседая мог держать на себе превеликую тягость совсем построеннаго корабля; и оный должен быть сделан на берегу при воде, к которой надлежит ему иметь определенную наклонность, дабы корабль построенный мог свободно спущен быть на воду. Без сомнения, легко можно найти на берегу моря место довольно пространное для соделания на нем стапеля, и дать поверхности его приличную наклонность: но обстоятельства не всегда позволяют, чтоб с сими условиями сопряжена была купно и твердость земли. Когда же земля худа, тогда набиваются сваи, и на вершины их насаживаются горизонтально штуки дерев, которыя врубаются крестообразно одна в другую, идучи во многом числе и таким порядком до самого краю берега. Сие собрание дерев становится таким образом твердым для корабля основанием, и оное настилается досками, когда верхняя его поверхность получит должную наклонность, которая есть около двенадцати линей на каждый фут длины, и дают оному имя стапель. Когдаж земля хороша, то врывают токмо в нее на несколько фут глубиною вышеупомянутые лежащие крестообразно штуки, которыя быв усланы досками сотавляют гладкую плоскость, удобную держать корабль и его подпоры. Стапель линейнаго корабля делается длиною в 300, а шириною в 60 фут. Сие последние размерение потребно для разнесения подпор поддерживающих корабль во время строения онаго. Длина определяется по другим причинам. Когда кораблю строющемуся должно стоять на твердом основании, тогда надлежит также, чтоб при спущении онаго на воду, сходя постепенно, мог он двигаться по наклонной плоскости, которая уходя под воду не преставала бы держать на себе тягость судна, доколе обступившая вокруг вода его не поднимет; по сему длина стапеля должна гораздо превосходить длину строющагося корабля. Сия часть стапеля,которая не держит на себе тягости корабля как токмо мимоходом, и в то самое время, когда он спускается на воду, отличается особливым именованием элинга или передняго стапеля, между тем как стапель, собственно называемый, есть плоскость, на которой таж самая громада стоит и с подпорами своими во время строения оныя. Наклонность, какая предписуется тому и другому стапелю, делается для облегчения и скорейшаго спуску корабля на воду; и по сей то причине наклонность передняго стапеля увеличивается иногда и делается в нижней части больше чем в верхней. Единое испытание могло дать сведение о степени наклонности, какую надлежит давать стапелю каждаго корабля, дабы при спуске своем преодолел он действие трения, и не приобрел бы при сем падении опасной скорости. Плоскость передняго стапеля и получает всегда всю наклонность потребную для спуску корабля на воду: но стапелю часто дается токмо настоящая наклонность берега; и устанавливаются в разных точках длины онаго подставки таковые как (ссылка на альбом с чертежами прим. А.Б.) которых верхния грани расположены по плоскости немного менее наклонной, чем плоскость передняго стапеля, и которыя назначены к тому чтоб служить подпорою килю строющагося корабля. Сии подставки называются блоками или стапель-блоками; оне составляются из многих деревянных штук неравных длиною и положенных горизонтально одна на другую. В каждом блоке штуки лежащия непосредственно на стапеле имеют 12 дюймов квадратной толщины и не малую длину, которая впрочем переменяется смотря по высоте блоков; верхния же части их уменьшаются в длину постепенно до самой вершины: сии блоки оканчиваются штуками, которых высота не больше 4 или 5 дюймов, ширина 12 дюймов, а длина 3 или 4 фута; и сии штуки делаются из такова дерева, которое бы легко можно было расколоть, дабы удобно было тотчас выколотить их из мест, когда понадобится. Разстояние между сими блоками бывает от 6 до 7 фут. Ближайший к воде из оных, находящийся при верхе передняго стапеля, назначается для держания задняго конца киля. Высота его над стапелем определяется смотря по приуготовлению нужному для спуску корабля на воду, и оная есть около двух фут для плоскодонных судов. Когда сей первый блок будет поставлен,тогда кладут деревянныя штуки, чтоб составить другой оконечной блок, который должен быть под передним концем киля. Буде плоскость проходящая по вершинам сих оконечных блоков должна иметь к воде наклонность в 9 или 10 линей на каждый фут длины, то плотники означают направление оной веревкою туго натянутою, для определения высоты промежуточных блоков. Когда все блоки поставлены будут в надлежащих им местах; когда штуки составляющия каждый блок соединяются толстыми досками идущими поперег их, и называющимися шпонками; когда оне утверждены будут упорками;(*) тогда стесывают верхнюю грань штуки составляющей вершину каждаго из сих блоков, и сия грань, имеющая в длину стапеля наклонность к горизонту под углом меньшим 5 градусов, в ширину онаго делается совершенно ватерпасною.

<< назад

Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск