Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

[ главная | все статьи]

Ботик Петра I
(Автор статьи - Ларионов А.Л.,старший научный сотрудник фондов ЦВММ,Санкт-Петербург, 1976 г., июль.
Опубликовано с сокращениями: журнал "Судостроение" №7, 1976 г., стр. 59 - 64)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 вперед>>


"Судно сие водное хотя мерою малое и только к потешному на малых водах игранию построенное, но потом явилося аки плодородное семя великого в России корабельного флота и вину подало следовавшим его преславным делам..."
(из текста на гравюре И.Ф.ЗУБОВА "БОТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО" 1722 г.)В зале истории русского флота до 1917 года Центрального Военно-морского Музея в Ленинграде, экспонируется подлинный небольшой старинный ботик. Немногие музеи мира обладают столь древним образцом судостроения, по самым скромным подсчетам ему более 330 лет. (в соответствии со временем написания статьи - 1976г., прим. А.Б.) В литературе ботик известен как "Бот Петра Великого" или "Дедушка Русского флота".Разные авторы и в разное время, каждый по своему, трактовали время и место его постройки. Так в описании празднования столетия С.Петербурга в 1803 году, в котором участвовал ботик, анонимный автор назвал его "Орлом" и сообщил, что он был построен в 1668 году для "катания" царя Алексея Михайловича по Волге. Но это, пожалуй, самая курьезная трактовка истории ботика. В 70-х годах 19 века между истографом флота Ф.Ф. Веселаго и журналистом-руссофилом В.Ф. Головачевым, пытавшимся доказать руское происхождение ботика, произошла полемика на страницах газеты "Кронштадский Вестник и журнала "Морской сборник". Бесспорно, наиболее достоверными источниками о происхождении ботика должны служить сведения, исходящие от самого Петра Первого.

В своей записке, написанной в 1719 году "О начале судостроения в России", как введение к "Морскому Регламенту" и в несколько измененном виде вошедшей в "Предисловие" к Морскому уставу 1720 года, Петр значительное место уделяет ботику. В начале этой "Записки" речь идет о том , как однажды в юности, во время разговора с князем Яковом Федоровичем Долгоруким, Петр узнал о существовании астролябии и готовальни с циркулями. Его очень заинтересовали эти инструменты и он "наказал" Долгорукому купить их во Франции. Вероятно этот разговор происходил в начале 1687 года, незадолго до отъезда (27 февраля 1687 г.) князя Долгорукова послом во Францию и Испанию, откуда он вернулся в Россию 15 мая 1688 года.

Далее Петр пишет, что когда, возвратясь из Франции, князь привез интересовавшие его инструменты, ему захотелось немедленно научиться ими пользоваться. В подмосковной Немецкой слободе отыскался человек, знавший как обращаться с астролябией и готовальней. Им оказался голландец Франц Тимерман, бывший моряк, давно живущий в России, знакомый с постройкой кораблей. Он сразу же стал ближайшим наставником Петра и начал ему преподавать математику, простейшую навигацию и даже фортификацию. Перемежая свои занятия с рассказами о кораблях и о мореплавании, Тимерман был первым, кто возбудил у юного царя, которому тогда не минуло еще 16 лет, интерес к морю и морскому делу. Поэтому вполне закономерно, что во время одной из своих прогулок в сопровождении Тимермана, Петр, наткнувшись на незнакомую ему ветхую шлюпку, обратил на нее внимание. Это произошло где-то между 15 мая и первыми числами июня 1688 года.

Вот каким образом в "Записке" сам Петр рассказывает о находке ботика, впервые косвенно затрагивая его происхождение:
" И несколько времени спустя (после приезда Долгорукова, -прим. А.Л.Ларионов) случилось нам быть в Измайлове на алленом (льняном, -прим. А.Л.Ларионов) дворе и гуляя по амбарам, где лежали останки вещей дому деда Микиты Ивановича Романова (двоюродного брата царя Михаила Федоровича Романова - деда Петра, прим. А.Л.Ларионов), между которыми увидел я судно иностранное спросил вышереченного Франца что то за судно, он сказал что бот аглинской, я спросил где его употребляют, он сказал что при кораблях для езды и воски..."

В 1722 году по распоряжению Петра Первого в Московской типографии гравируется Иваном Федоровичем Зубовым двойное изображение "ботика" с его постаментом на котором он стоял в Москве во время празднеств по поводу заключеня Ништадтского мира. Известно, что надписи на постамент написал сам Петр Первый и передал художнику Ивану Петровичу Зарудному, автору росписи постамента. Возможно, что Зарудный был и автором рисунка, который гравировал И.Ф.Зубов, поскольку он ему передал заказ Петра Первого. Несомненно, будучи заказчиком гравюры, Петр если не сам написал, то во всяком случае отредактировал тексты, включенные в ее композицию. Известно что Петр просматривал и корректировал большинство рукописей книг, готовившихся к печати, поэтому издание гравюры о столь близком ему предмете - ботике - не могло пройти мимо его внимания.

Подавляющая часть текстов гравюры говорит о значении ботика в истори Русского флота и о его находке в Измайлове. Наибольший интерес представляет собой последний абзац текста правой части листа, гласящий:
" Нарицается же судно сие Бот Аглинской. Бот по виду своему между судами (разной постройки, прим. А.Л.Ларионова), аглинский же, по делу и мере Аглинской архитектуры" ( т.е. построен по правилам английской архитектуры, английской работы и его размерения взяты в английских мерах., прим. А.Л.Ларионова)
" На желание бо выше помянутого деда Императорского Величества, мужа(государственного деятеля, коим был Романов, прим. А.Л.Ларионова) в России к честным искусствам ( т.е. литературе, архитектуре и т.п., прим. А.Л.Ларионова) над тогдашнй обычай ( по обычаю того времени, прим. А.Л.Ларионова) быстроохотного судно сие в Англии зделано и оттуда в Москву привезено
".


1 2 3 4 5 6 7 8 9 вперед>>

Поддержка раздела: Внимание! Цена огнетушителя «Балко» высокая, но главное качество продукции.

Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск