Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

| главная | о проекте | история Ботика | св.Николай Мирликийский | экспозиция | поддержка проекта | контакт & ссылки |
| чертежи & спецификации | старые технологии | реплики Ботика | Ботик в моделях |
| строительство Ботика & фотоархив | СМИ о проекте | art-boytsov| новости |
| старые вещи | фолькбот 16. реанимация | АС "Дидя"+SE Ef80-Gu50 |



Ботик "Св. Николай" на воде !


Раздел полностью отдан под материалы по эксплуатации Ботика. На момент создания, в распоряжении уже много фотографий и записок, надеюсь и в дальнейшем их станет не меньше. Постараюсь разместить здесь все, чем располагаю.

2017
СПУСК НА ВОДУ
2018
УЧЕБНО-ХОДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ
2018
ПАРАД. 70 лет Томскому отделению РГО

ПОДГОТОВКА К ЭКСПЕДИЦИИ

Цель: - п-ов Ямал, Обская Губа, Мангазейский морской ход, поморский волок (70° 8'17.09"С.Ш. - 70°49'25.94"В.Д.)

2020
НАВИГАЦИЯ
2020
Обустройство места хранения. ДОК.
|




УЧЕБНО - ХОДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ.
2018 г. (26.06. - 12.07.) г. Томск - п.Кривошеино - г. Томск

Команда:
5 человек, в том числе спец.корр.
Поставленные и выполненные задачи:
Обучение - ход на веслах, под парусом и двигателем;
Всесторонний анализ поведения ботика в различных погодных условиях;
Установить возможности управления ходом при противных ветрах;
Обозначить скорости движения на веслах, парусах и двигателе;
Выявить недостатки по организации и оборудованию жизнедеятельности на борту и во время стоянок;
Провести фото- и видео-съемку всего процесса испытаний.



26.06.2018
Перед стартом было составлено вахтенное расписание с указанием судовых ролей экипажа на борту, с разбивкой по времени на ночные вахты. В гл. управление МЧС по Томской области занесли письмо с маршрутным листом, назначили контрольные точки, определили каналы связи на случай ЧС.
Старт несколько затянулся и, против запланированного на 8.00 отхода, отошли в 10.30.
Поприсутствовали даже провожающие )
Погода ясная, облачность ноль, ветер противный - результат - тяжеленные весла на весь день. Совсем неслаженная работа в начале потихоньку стала приобретать законченный вид к вечеру. Прошли совсем мало. Устали все. Это и жара и тяжелый труд и недовольство результатом. Стоянка - 2 палатки, ужин, короткий отдых и вахты.

27.06.2018
Конструктивно ботик устроен таким образом, что при работе на веслах первой паре мешают шверцы. Их следует либо снять вовсе (что правильно), либо бросить в воду как при работе под парусом. Снаряжение на борту, при всей компактности укладки, не оставляет места под снятые шверцы. Поэтому я решил не снимать их, а попросту отпустить в воду. При таком положении, передние весла нет-нет да и цепляют их по ребрам. Это и привело к первой поломке - по левому борту от мелких ударов весла по ребру шверца, тот потихоньку выходил на своем пальце из гнезда пока совсем не рухнул в воду.(когда вылетел шплинт вообще никто не знает). Шверцы деревянные, они не тонут, а вот палец 18мм в диаметре нырнул безвозвратно.
Впереди была деревущка, а в ней знакомый и уважаемый Юрий Александрович, человек который всегда готов прийти на помощь да еще и с золотыми руками. Созвонились, подъехал на берег, съездили к нему, на токарке обрезал пруток, засверлились под шплинты (расковывать головку не стал - время) и проблема была решена. Спасибо! и низкий поклон.
Двинулись дальше. Погода - ясно, облачность -1, ветер южный от 0-2. Жара. Временами поднимали паруса, толку мало, вновь весла и весла. Усталость накатила под вечер,- легкий бриз недовольства и ворчания в команде )) - легкость прогулки оказалась надуманной. Стоянка на берегу, 2 палатки, ужин, вахты, сон.
03.00. Шквалистый ветер с дождем. Моя и Атамана вахта. Сорвало наружний тент одной из палаток, вторую удалось спасти с потерей вырванных креплений. Дополнительно проверели и закрепили оснастку на ботике.

28.06.2018
Ушли рано. Легкий южный ветер, с парусами до 5.5 км.ч. Ясно, облачность - 1.2. Жара. Вторая половина дня ветер N-W слабый. Весла-парус-весла. 14.00. Деревня, значит магазин - хлеб, напитки, сигареты. Остался у борта, все отправились за покупками. В гости пожаловала пожилая и очень интересная пара - с вниманием послушали короткий рассказ о происхождении судна, разговорились о том- о сем, задавали много интересных вопросов. Капитанская фуражка явно выдавала человека влюбленного в это дело. Поделился со мной мечтами, с сожалением поведал, что многое так и не удалось сделать. Хорошие люди на своем месте. Неторопливый и не скучный разговор окончился угощениями. Хозяйка (обидно, но я не запомнил имя и отчества) передала большой пакет с еще горячими пирожками, следом еще и пучок зелени с огорода. Все очень просто и очень приятно. Спасибо! Пожали руки и продолжили путь.
Отошли как оказалось не надолго. Встречный ветер усилился и, после вчерашних весельных ворчаний, принял решение встать на стоянку раньше обычного.
Это устье маленькой речушки на северной окраине деревушки. Место хорошее, неторопливо приготовили ужин, отдыхающим спать, вахта начала дежурство.

29.06.2018
Вышли оч. рано в 04.00 с надеждой, что ветер нам поможет. Баловал он нас недолго, но утро не вернешь, завтрак на борту и вновь череда - весла - парус - весла. Так до устья Томи. Обь встретила простором, заметным уже течением и надеждой на ветер. Подняли вновь паруса, меряем скорости, заулыбались, жизнь потихоньку налаживается. Справа по курсу малеханькая деревушка, сегодня пятница, а это значит завтра ПХД, в котором трудиться придется от силы часа 3-4 на приборке бота, а дальше рыбалка, сон от пуза и вообще кому что в голову взбредет.
Дватцать пять удовольствий и один пожар ). Нет, я конечно все понимаю, все принимаю и готов по мере сил идти на встречу пожеланиям, но это напрямик ведет к выводам - они просты - на борту должен быть порядок. Любая цена, но порядок быть должен. Это на будущее.
Солнце палит несщадно, жара хоть вой, за бортом вода и прохлада - окунуться бы и все бы в норме, но берега подходящего нет и нет. Пьем все что под рукой - вода, напитки, и дело дощло до приготовления чая или кофе. Спиртовые таблетки в комплекте, какая-то там возня у миделя, кружка должна вот -вот выдать полуфабрикат. Терпение у команды кончается, вода притягивает, решение - приставать к первому более-менее берегу, окунуться и продолжить стонать на веслах). Берег топкий, крутой, все как мыши поползли за борт. Кто-то ловчее, кто-то неуклюже, но поплюхались в воду. Обратно бы также, да не тут-то было) - высокий борт, лишняя тяжесть поясных отложений, кончилось тем, что борт завалился, вместе с ним долгожданный кофе на догарающем спирте.
У меня глаза на лоб полезли когда я увидел открытый огонь на борту - настолько ясно мелькнула картина моих прежних пропиточных усилий! Руки сами сделали то что следовало. И конечно мат. Куда ж без него)).

30.06.2018
Под стоянку выбрали северную оконечность острова. Пески и ивы, дров достаточно, достаточно продуваем назло всем на свете кровососущим. 2 палатки, костер, сетка рыболовная в воде. Дружно принялись за приборку. Все до последнего конца сняли с борта на берег, разбились на участки и в течении часа ботик заблестел по прежнему. К слову,- трап приготовленный перед самым отходом Атаманом - настолько незаменимая вещь, что трудно переоценить. Он позволяет блюсти чистоту подъема и схода, в обращении оч. удобен, бросил пару раз в воду и решетка вновь чистая. В общем - отдельная благодарность.
Ручная помпа на которую оч. расчитывал как на подспорье в работе действтельно пригодилась и оправдала все ожидания. Сечение несколько великовато, однако при большом кол-ве воды работа спорится. Приловчились так - все свободные задницами на один борт, двое работают с собранной водой - как результат практически досуха можно убирать воду помпой. Здесь отдельный поклон нашим китайским братьям - не подвели.
Так и прошла суббота - в неблагодарном, но желанном безделье, принесшая с собой и радость отдыха и, как оказалось позже, плоды долгих и мучительных ночных раздумий.

01.07.2018
Новости бывают разные - это всем известно. Бывают нежданные и ожидаемые, простые и не очень, хорошие и плохие, разные в общем бывают. Но новость этого утра была иного рода - ошеломляющая), настолько она вобрала в себя все черты и оттенки чувств человеческих. Один из экспедиционеров объявил о решении выйти из группы. Подумал вот так ночью и решил. Отпуск имеет временные границы, расчет скорости передвижения не выдерживает никакой критики, мать- природа подкачивает), в общем никоим образом уложиться в отведенные рамки законного отдыха не удастся - надо выходить и оставшееся время потратить на преодоление маршрута в более скоростном режиме. Мотивация понятна и принята соответственно. Но видимые последствия такого шага - лишний пигмент в мою, и без того, седую голову.
Здесь ведь все просто.
Распашных (что имеет отдельное значение) весла на боте 4 штуки. Спец.корр. по предварительной договоренности должен будет выйти из группы по достижению примерно трети пути. Всего нас пятеро. Доселе и, как оказалось и впредь, процентов 80 ветров - противные. Вывод - передвигаться исключительно под парусом, где втроем - вдвоем запросто можно упраляться - не получится. Природа, чтоб ее. А вот чтобы наперекор ей самой, да силы с терпением приложить, здесь как минимум работать надо вчетвером. Неудобно без рулевого, но очень даже можно. И, ежели из четверки выходит участник, остается одно - принять решение об урезании маршрута. Идти вчетвером (со спец.корр.) до точки его выхода и втроем поворачивать обратно. Обратная дорога планировалась под двигателем, там и втроем делать нечего, т.е. гарантированно кол-во людей на борту хватит.
На этом и остановился. Решение: идем до Кр. Яра, там остаемся вчетвером и продолжаем движение до точки высадки корреспондента. Высаживаем. Обратный путь втроем.
При подходе к поселку при усиливающемся ветре и дожде налетели со всего маха на песчаные банки. Все за борт, течение хорошее, работали недолго и вскоре успешно снялись. Подмокли правда сверху и снизу), но в первой половине дня благополучно ошвартовались у крутого яра поселка. Магазин, пожали друг-другу руки и отчалили. Вчетвером.
Провожала нас одинокая, несколько странная женщина.

   

Стоянку приметили на песках. Отлично продуваемое место, вздохнули от полчищь комаров, оводов, мошки и еще черт его знает какого гнуса. Дрова отдаленно, но потихому натаскали на всю ночь, вахты никто не отменял - приступили, так и дождались сумерек. С большим удовольствием достал спиннинг и занялся любимым делом. Рано еще - только-только июль, не щучье время, но и там бывают сбои - рванула все-таки одна благоверная! А у меня радость и грустный осадок от прошедшего дня окончательно растаял как только руки коснулись добычи. В утреннюю вахту ее зажарили и проснувшись, с удовольствием отведал свеженькой щучки.

02.07.2018
Погода ясная. Облачность - 2. Отошли в 9.00. Смутные тревоги в отношении нашего трапа породили результат, мысль материализовалась чтоб ее,- рухнул он пополам не выдержав стройных мужчин. Бруски клееные на шип, клеют их (это я знаю) на простую пва-шку, которая ну никак не дружит с водой. По шипу они и развалились. Ни саморезов, ни тем более чем крутить с собой нет - бросили. А такая полезная и нужная вещь.
Идем на веслах. Руки, как им и положено, приняли уже вид рабочих - нормальные мозоли, натертости, перчатки в помощь - мы продолжаем ход. Все повторяется, все привыкли, невыносимое солнце, жара, много воды внутрь, гнус, который наконец понял что мы свои и потому не обращаем на него внимания. Обеденный перекус на борту. Наконец начали выглядывать подходящее место под стоянку. Остров. Северная оконечность подковой с глубокой бухтой, пески, ивняк. Как с картинки ей Богу). Аккуратно пробираемся по берегу, место найдено, причаливаем. Вяжем швартовы, дрова, костер - в общем все всё знают и каждый занимается своим делом на общий вечер. Купаемся. Красота да и только!
И тут вдруг Ветер! Наш. Попутный. Да хороший такой. Крики, торопливые сборы того что успели выкинуть с борта, быстрый отход, паруса взлетели сами собой. Захватили, пошли, лица просветлели, что происходит с глазами у людей - удивительнейшая вещь! Горят!
Счастье длилось недолго. Увы, похоже - это аксиома, с которой люди так и не желают мириться. Но это так. Повисло все - и паруса и флаги и носы наши конечно). Кроме ботика. Он-то родной как шел так и шел подгоняемый течением. Так и нашел прикрытые водой баночки. Да хорошо так нашел!
Все попытки выйти сухими (в буквальном смысле) из воды претерпели крах. Пришлось раздеваться и прыгать - толкать и выворачивать тяжеленный корпус от банки к банке, пока не вышли на чистую воду.
А ведь всем уже хочется кушать. И время стоянки прошло. Так и проболтались на веслах до 21.00 пока прибирали очередное место, в итоге так ничего путнего и не нашли, встали там где более-менее прилично.
Ужин, вахты, короткий сон.

03.07.2018
День наиполезнейший из всех полезных. В 9.00 отошли от берега сразу под парусом. Ветер слабее свежего, противный, но решил пробовать бот и в таком режиме. И какая радость, удивление не меньше - прет так как надо! Достаточно круто к ветру. Галсы длинные, но течение нам помогает и мы уверенно идем вперед. Ветер временами усиливается и это на руку - вижу как при усилении увеличивается дрейф, а это опыт - это то, ради чего все и происходит. Беру круче, наблюдаю как слабеют паруса, приноравливаюсь, спускаюсь до лучшего угла и главное - мы продвигаемся Вперед! Около 10.30. на горизонте появилась тучка. Обстановка: одна баржа попутная обогнала, вторая издали приближается на встречу. Река широкая здесь, места всем хватает, я вынужден галсом заходить на судовой ход, иначе они будут короче и движение замедлится. Прикидываю очередную длину навстречу барже.

Эти летние грозовые тучи, они так похожи друг на друга! Каждый Божий день нас заливало, окунало буквально в потоки воды, с молниями и грозами, но коротко все это, - ну час, может полтора. Дальше солнце и через пять минут все вновь сухие и бодрые. Подумалось и здесь так будет.

Ветер под грозу все крепчал, я только радовался и крепче подбирал шкоты. Шкваликов я ждал, но не думал что такой силы. Навалило разом, мощно. Какие здесь шверцы! Нос крутануло так, что не успел моргнуть, бот полетел по ветру в полных два паруса - под гротом и стакселем. Пришла волна, да не простая) Корму начало кидать. С руля кричал что есть сил на бак отдавая команды. Бесполезно - свист такой, что на 6 метрах ничего не слышно. Но и так было ясно - надо убрать паруса. Бейфут гафеля тормознул на полпути, - это гафель зацепился одним из бугелей за вантину. Пока срывали, гик подбросило так, что подумалось - будет падать обратно точно прибьет кого-нибудь (не прибил)), грот убрали. Со стакселем боролся спец.корр. Молодчага ! Потому что трепало его так, что только подставься и как из пушки вылетишь за борт. Справился. С убранными парусами, неслабой волной и ливнем нас понесло к берегу. Это левобережье. Неприветливое, неподходное на сколько глаз хватает. Вот туда-то мы и влетели. Не пулей конечно, но хорошо так пристали. Багры с носа и кормы в помощь. А шторм оказывается только еще набирал силу.
И стало невыносимо обидно) - ведь с утра до цели оставалось всего 20 км, думали пройдем спокойно.
Четыре часа потребовалось на то, чтобы осознать - ночевать придется здесь и сейчас, справиться с такой волной ни веслами ни парусом у нас не получится. Кормовой швартов, 13- миллеметровая пенька оборвался как нитка. Носовой перетерся. Страховались по борту дополнительно концами.
Холод. Вода со всех сторон. Усталость. Свежая сухая и теплая одежда. Все переоделись. 150 грамм. Дождевики. Надежное крепление и спать.
Глаза я открыл в 21.30. Подумалось что утро. Ливень кончался, волна как мне показалось маленько сбавила. Крикнул, разбудил команду, резанули веревки по бортам, все на весла, отвалили в волны. Поборолись на славу) - и нашли-таки место подхода. Конечно неудобное, конечно рисковое, но это берег, где можно обустроить нормальную стоянку и всем отдохнуть как следует.
Устраивались уже при свете фонаря. Благо дров в избытке, на ужин частично разогрели то что оставалось, холодрыга была, еда не успела испортиться. Палатка, костер, сушки-просушки, дрема, отдых. Всем досталось сегодня по полной. Но сработали все здорово. Выдох.
Промок телефон и с этого дня я остался без связи. Очень выручил спец.корр. Через друзей вышел на дочь в сети, и через нее весточка, что у нас все в порядке, долетела до дома. Спокойно на душе. Спать.

04.07.2018
Из судового журнала:
"...Отход: 10.30. До Кривошеино 20 км. Ветер встречный. Сильный. Парус. Идем галсами. Ветер усилился. Сносит круто от курса. Пошли веслами. Ветер прибивает к берегу. Идем "в час по чайной ложке". Крадемся. Все нервничают. Всем надоело. Команда устала. Настоял продолжать движение. Хотели остановиться раньше. Решение: идем до Кривошеино до упора. Дошли до цели в 21.30..."

Стоянка ниже по течению километрах в двух. Это место, где соединяются два рукава - Старая и Новая Обь. Нормальное место. Подошли местные рыбаки. Сходу давай угощать рыбой, разговоры, выпили немного. Костер. У них штилька на борту, тут же навалили нам дров, в общем как могли так и помогли устроиться получше. Рыбу мы сырую с перчиком под водочку, а попозже они уже подошли с налимами и мы заварганили такую уху ! Просидели наверное полночи вместе. Открытые, добрые, веселые мужики со своими заботами, хлопотами и радостями.

   

05.07.2018
Утром провожали Димчу. Нашего оператора. Он сделал свою работу и торопился домой по времени. Должна подойти лодка чтобы подбросить его до Кривошеино. А пока съемки. И ветер нам в поддержку. Ветер по реке свежий, противный, лагом от берега и одним галсом на другую сторону, оттуда обратно - так и походили пока шла съемка. Обнялись, пожали руки, удачи и спец.корр ушел.

Мы снялись чуть позже. Ниже, километрах в 10 лежит деревушка Жуково. У казаков там встреча с местным Атаманом. Пришли, обустроились на берегу, костер, разговоры с местными жителями. Много любопытных и интересных, много вопросов-ответов. Угощения из молодых кедровых шишек. Приготовили ужин. Выспались на славу.

06. - 07.07.2018
Наконец побрился)! и принялся за мотор. Поставил винт, карбюратор, шланги т.с. Казаки в это время отправились в магазин и заполнять емкости бензином. Встретили своего Атамана, познакомили и меня с ним, фотографировались все вместе на память.

На следующий день, 08.07.2018, установив и проверив мотор, отошли в обратный путь. Курс на Томск.
С остановками, ночевками и текущими поломками благополучно пришли домой 12.07.2018.
Отдельное спасибо парням из Игловска - разобрали нас по избам и дали возможность хоть одну ночевку провести без судорожных чесаний и громкой по этому поводу ругани) За советы и помощь в починке мотора - спасибо.
Женька, Серега, Николай, Андрей и все остальные - привет! и Спасибо вам за поддержку !

17 дней позади.






Использование материалов только с разрешения автора © 2006 - 2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск